В 2004 году Министерство по делам национальностей было ликвидировано. С 2004 функции по реализации государственной национальной политики находились в ведении Министерства регионального развития. Однако в связи с образованием Министерства по делам Крыма, Министерства по делам Северного Кавказа и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства полномочия Минрегионразвития было решено перераспределить между разными органами. 8 сентября 2014 г. ведомство было ликвидировано, а его функции в области реализации государственной межнациональной политики переданы Министерству культуры.
В 2014 году произошли значимые события в стране, возросли внешние угрозы. Ряд событий, процессы, которые шли внутри страны также наталкивали на мысль, что нужна отдельная структура, которая будет регулировать межнациональные отношения. Так появилась ФАДН.
Одной из основных задач ФАДН была разработка Системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов.
В соответствии с пунктом 17 Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики на период до 2015 года, утвержденного распоряжением правительства РФ от 14 июля 2013 г., № 1226-р, и во исполнение протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 9 июня 2015 г. №22 во всех субъектах РФ необходимо обеспечить полномасштабный запуск системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов.
Мониторинг проводится в режиме реального времени, значительное количество операций по мониторингу Система делает автоматически, без участия человека. За секунду обрабатывается около 10 тысяч сообщений на интенсивность упоминаний ключевых слов. Как только возрастает интенсивность упоминаний разных сообщений, по своему характеру разжигающих национальную рознь, загорается так называемый «жёлтый сигнал», и оператор принимает решение сообщить об этом уже руководству.
Целью создания и функционирования Системы мониторинга является реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в части:
— обеспечения условий для решения задач, направленных на своевременное выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
— принятия эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики;
— обеспечения возможности оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
— учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, для обеспечения реализации социальных и экономических прав указанных лиц.
Основные задачи Системы мониторинга:
— проведение мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (средства массовой информации, блоги и социальные сети, экспертные оценки, данные социологических опросов и прочие открытые (публичные) источники) конфликтных межнациональных и межконфессиональных ситуаций;
— сбор, автоматическая и автоматизированная обработка данных о событиях, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями (деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления), включая автоматическое (без участия оператора) выделение информационных поводов, отслеживание роста аудитории выделенных информационных поводов и передача их в отработку
на муниципальный уровень на основании превышения критериев роста аудитории;
— выявление конфликтных и предконфликтных ситуаций, в конфликтующих группах которых усматривается разделение по этническому и (или) конфессиональному признаку, а также в случаях, когда стороны конфликта ищут поддержки в этнически (конфессионально) родственной или этнически (конфессионально) дружественной среде;
— оповещение об угрозе возникновения межнационального или межконфессионального конфликта;
— осуществление регулярного сбора оперативной информации о состоянии и динамике социально-экономических и общественно-политических процессов в субъектах Российской Федерации, тенденциях развития межнациональных и межконфессиональных отношений в целях разработки соответствующих материалов, прогнозов и предложений;
— мониторинг и аналитическая обработка различных источников информации по вопросам реализации государственной национальной политики;
— формирование списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также его ведение в установленном порядке.
К Системе мониторинга предоставлен доступ органам государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный сегмент развернут во всех 85 субъектах Российской Федерации, региональный сегмент в 75.
В настоящий момент мониторинг межнациональных отношений в Республике Башкортостан возложен на – Государственное Автономное Учреждение Центр Гуманитарных Исследований Министерства культуры РБ, созданный распоряжением Правительства от 25.09.2015. № 1026.
Нормативно-правовые акты: