О системе мониторинга ФАДН

В 2004 г. Министерство по делам национальностей было ликвидировано. С 2004 функции по реализации государственной национальной политики находились в ведении Министерства регионального развития. Однако в связи с образованием Министерства по делам Крыма, Министерства по делам Северного Кавказа и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства полномочия Минрегионразвития было решено перераспределить между разными органами. 8 сентября 2014 г. ведомство было ликвидировано, а его функции в области реализации государственной межнациональной политики переданы Министерству культуры.

В 2014 году произошли значимые события в стране, возросли внешние угрозы. Ряд событий, процессы, которые шли внутри страны также  наталкивали на мысль, что нужна отдельная структура, которая будет регулировать межнациональные  отношения. Так появилась ФАДН.

Основные задачи ФАДН:

– реализация государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

– разработка мер, направленных на обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, а также мер направленных на этнокультурное развитие народов РФ;

– разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

– осуществление государственного мониторинга и государственного контроля в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.

Одной из основных задач ФАДН была разработка Системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов.

В соответствии с пунктом 17 Плана мероприятий  по реализации  в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики на период до 2015 года, утвержденного распоряжением правительства РФ от 14 июля 2013 г., № 1226-р, и во исполнение протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации от 9 июня 2015 г. №22 во всех субъектах РФ необходимо обеспечить полномасштабный запуск системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов.

Мониторинг ФАДН  представляет собой «искусственный интеллект», который помимо публикаций СМИ, сообщений пользователей соцсетей и блогеров подразумевает мониторинг сообщений некоммерческих организаций, организаций, объединяющих национальные диаспоры, этнические и религиозные сообщества. Предполагается, что их сообщения будут подвергнуты морфологическому, лингвистическому и когнитивному анализу.

Мониторинг проводится в режиме реального времени, значительное количество операций по мониторингу Система делает автоматически, без участия человека. За секунду обрабатывается около 10 тысяч сообщений на интенсивность упоминаний ключевых слов. Как только возрастает интенсивность упоминаний разных сообщений, по своему характеру разжигающих национальную рознь, загорается так называемый «жёлтый сигнал», и оператор принимает решение сообщить об этом уже руководству

Система, по мнению ФАДН, в первую очередь создана для того, чтобы: 1) своевременно обнаружить проблему, выяснить — откуда она исходит;  2) предвидеть ее развитие. Таким образом, Система, в первую очередь, направлена на предупреждение возникновения конфликтов. Задача региональных и муниципальных органов власти – реагирование на ситуации, выявленные в ходе мониторинга. Мы знаем, что сегодня работа по предупреждению возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов является одним из критериев оценки работы региональных и муниципальных органов власти.

На сегодняшний день специалистами ФАДН разработан электронный проект унифицированной системы мониторинга; подписаны соглашения с регионами о ее внедрении на местах. По сообщению ФАДН, пока к ней присоединились 82 субъекта РФ.

В настоящий момент мониторинг межнациональных  отношений в Республике Башкортостан возложен на – Государственное Автономное Учреждение Центр Гуманитарных Исследований Министерства культуры РБ, созданный распоряжением правительства от 25.09.2015. № 1026.

Основными задачами центра определены:

– создание и развитие республиканской системы мониторинга состояния межнац и меконф отношений, ее подключение к федеральной сети;

– непосредственно сам мониторинг состояния межнац и межконф отношений;

– научный анализ межэтнич и межкон отношений, разработка прогнозов, построение сценариев, разработка рекомендаций.

Одним из направлений работы стала организация подключения к российской системе мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов, которую разработало ФАДН.