На прошедшей неделе среди аудитории социальной сети «Фейсбук» заметный резонанс вызвали художественные изображения А. Савельевой. Напомним, что она выложила в открытый доступ серию картин с откровенно эротическим содержанием или подтекстом, на которых можно четко идентифицировать элементы башкирской культуры и узнаваемых символов. Они вызвали негативную реакцию со стороны ряда граждан, звучали заявления об оскорблении башкирского народа, его культуры, религии и традиций. В ответ последовала масштабная информационная кампания в поддержку Савельевой, ее участники отстаивали принципы полной свободы т.н. «актуального искусства», более того звучали заявления об отсталости и дикости представителей башкирского народа, для которого якобы неприемлемы «достижения цивилизации».
Сразу скажем, что мы негативно относимся к угрозам физической расправы в адрес А. Савельевой, прозвучавшим со стороны отдельных последователей радикально-националистических, экстремистских организаций. Мы живем в правовом государстве, и к авторам подобных угроз вполне могут возникнуть вопросы у правоохранительных органов.
Однако попытки привнести новомодные принципы «актуального искусства» в область межнациональных отношений не могут не вызывать обеспокоенности. Хотелось бы напомнить многим представителям республиканской общественности о некоторых важных вещах.
На протяжении тысячелетий человечество шло от природного состояния, от существования на базе инстинктов – к жизни на принципах разума и морали. Составлялись и укреплялись этические нормы, формировавшиеся на основе воспитания и воздействия культуры конкретных народов. Чтобы семьи соединялись в общество, требовалось введение системы табуированных норм и надзора за их соблюдением – это классика этнологии. В дальнейшем у каждого этнического сообщества складывалась система священных символов и культурных образцов, вокруг которых и образовывался народ.
Это хорошо осознавалось в Республике Башкортостан. Именно поэтому в нашем многонациональном регионе культурная система в значительной мере выстраивалась на основе поддержки укоренившихся образцов национального творчества. Большую поддержку получали национальные праздники и фестивали всех народов РБ, выстраивалась система национальных театров, филармонических коллективов, народных хоров и фольклорных ансамблей, открывались историко-культурные центры. Сложилась консервативная культурная традиция, представленная Сергеем Аксаковым, Михаилом Нестеровым, Федором Шаляпиным, Константином Ивановым, Яковом Ухсаем, Авксентием Юртовым, Янышем Ялкайным, Губдуллой Тукаем, Мусой Джалилем, Галимжаном Ибрагимовым, Мирхайдаром Файзи, Фатихом Каримом, Мирсаем Амири, Наки Исанбетом, Мухаметсалимом Уметбаевым, Мажитом Гафури, ДаутомЮлтыем, Шайхзадой Бабичем, МустаемКаримом, Зайнаб Биишевой и многими другими деятелями культуры и искусства. Предполагается, что лучшие образцы национальной литературы, музыки, изобразительного искусства, театра должны взаимодействовать в формировании художественной культуры у молодежи, в воспитании нового поколения на народных традициях, через изучение истории края, его многообразной и полиэтничной культуры.
Возможно для человека, находящегося в пространстве глобальных культурных потоков, подобная политика представляется излишне провинциальной и традиционалистской, но она позволяла сохранять межэтнический мир и стабильность. Даже сложный период после распада Советского Союза республика прошла без серьезных потрясений. Люди видели, что к их культуре проявляется уважение.
Никто не спорит, культурная модернизация – неизбежный процесс. Но она не должна приводить к полному слому традиционных культурных запретов и табуированных тем. При этом мы часто вынуждены наблюдать, как на основе самых современных информационных технологий, нас вновь пытаются вернуть к инстинктам, деконструировав значимость этнических и религиозных символов.
Конечно, подобная деконструкция вполне возможна, если государство и общество не будут оказывать ей противодействия. Однако в итоге она приведет не к расцвету творческой «свободы», а к росту этнической, социальной, религиозной и иной стратификации. Все это будет сопровождаться усилением культурного дистанцирования, снижением уровня толерантности представителей различных страт по отношению друг к другу. Собственно мы это уже наблюдаем в дискуссиях в социальных сетях. В этих условиях важно не допустить, чтобы данная тенденция разрасталась, а для этого не обойтись без этических ограничений в искусстве, пусть даже и в «актуальном».