Рассказывает А. Иванов, аналитик отдела аналитического мониторинга Центра гуманитарных исследований Министерства культуры РБ:
«Мой дед, Шолохов Георгий Венедиктович, родился 22 августа 1904 г. в г.Малоархангельске Орловской области, в семье дворянского происхождения.
24 октября 1926 г. был призван в ряды Красной Армии для прохождения срочной военной службы. После ее окончания вернулся домой.
В 1935 году в качестве учителя по распределению был направлен в сельскую школу с.Никольское Поныровского р-на Курской области. В этом же году познакомился и женился на Рязанцевой Клавдии Тихоновне, моей бабушке.
В 1939 г. окончил школьное отделение Курского Педагогического училища. До мобилизации в ряды Красной Армии постоянно проживал с женой и пятью детьми в с.Никольское Поныровского района Курской области.
С июня 1942 г. по февраль 1943 г. село Никольское находилось в зоне немецкой оккупации. В начале февраля 1943 года оно было освобождено войсками Воронежского фронта Красной Армии. А уже 22 февраля 1943 года Георгий Венедиктович был призван Поныровским РВК Курской области в 412 стрелковый полк Красной Армии. Принял военную присягу 20 марта 1943 г., после чего был направлен вместе с другими новобранцами на обучение. После него получил должностную квалификацию «связисты проволочных и специалисты кабельно-честовых линий» (номер военно-учетной специальности — «48»).
8 декабря 1943 г. 412 стрелковый полк вошел в состав заново сформированной 1-ой стрелковой дивизии, получившей новое наименование — «Брестская краснознаменная». Первоначально она находилась в составе 96 стрелкового корпуса, 6-ой гвардейской армии, относившейся ко Второму Прибалтийскому фронту. Затем на небольшой период (с 1 февраля по 1 апреля 1944 г.) корпус был передан в состав 10-й гвардейской армии того же фронта. Наконец, с 1 апреля 1944 г. по окончании войны, корпус находился в составе 70-й армии, которая периодически перебрасывалась из состава 2-ого Белорусского фронта в состав 1-ого Белорусского фронта, и обратно. В составе действующей армии, дивизия в которой воевал мой дед, находилась в периоды c 9 декабря 1943 года по 3 февраля 1944 года и с 25 марта 1944 года по 9 мая 1945 года.
В составе своего полка Георгий Венедиктович принимал участие в Полесской и Люблин-Брестской наступательных операциях советских войск.
Полесская операция началась 15 марта, когда войска 47-й и 70-й армий (в ее состав входила дивизия деда) имеющимися силами перешли в наступление. Лесистая и болотистая местность и весенняя распутица усложняли передвижение советских войск. 70-я армия к 20 марта преодолела 60 километров. Хорошо понимая опасность, которую представляла советская группировка выходящая во фланг и тыл группы армий «Центр», немецкое командование стало принимать ответные меры. На угрожаемое направление были переброшены одна танковая, семь пехотных дивизий. Командующий 2-м Белорусским фронтом допустил две существенные ошибки — промедлил с штурмом Ковеля, полагая его гарнизон находящимся в панике, и не создал сильного внешнего фронта окружения.
Перебросив на ковельское направление дополнительные силы, немецкое командование с 23 марта стало наносить контрудары с целью деблокирования окружённого гарнизона Ковеля. В результате десяти дней ожесточённых боёв и ценой больших потерь немецким войскам удалось прорвать кольцо окружения и оттеснить соединения 47-й и 70-й армий. По указанию Ставки на фронт прибыл командующий 1-м Белорусским фронтом К.К.Рокоссовский, высказавший мнение о нецелесообразности дальнейшего развития операции. К 5 апреля линия фронта стабилизировалась на рубеже восточнее городов Ковель и Ратно. По окончании операции 2-й Белорусский фронт был упразднён, а его войска переданы в состав 1-го Белорусского фронта.
Войска Красной Армии, участовавшие в операции, в том числе и 1-ая брестская краснознаменная стрелковая дивизия, в составе которой был мой дед, получили временную передышку до середины июля 1944 года.
21 июля 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта с целью разгрома брестской и люблинской группировок противника была начата Люблин-Брестская наступательная операция. С немецкой стороны им противостояли соединения 2-й армии и 9-й армии группы армий «Центр» и 4-я танковая армия группы армий «Северная Украина».
К исходу 21 июля советские войска на широком фронте вышли к p. Западный Буг, с ходу её форсировали и вступили на территорию Польши. Армии правого крыла в этот период подходили к Бресту. К исходу 26 июля части вышли к Западному Бугу, охватив группировку противника у Бреста с севера и северо-запада. В течение 28 июля Брест был освобождён.
28 июля в сражение была введена 1-я армия Войска Польского.
31 июля 2-я танковая армия прорвалась к предместью Варшавы, но была встречена контрударом сильной группировки немецких войск.
В результате Люблинско-Брестской операции было завершено изгнание немцев из юго-западных областей Белоруссии и освобождены восточные районы Польши. В ходе операции советские войска продвинулись на 260 км. (. 412 стрелковый полк 1-ой Брестской Краснознаменной стрелковой дивизии дислоцировался ориентировочно в районе г.Гродно (территория современной Республики Беларусь).
Однако по завершении операции, хотя линия фронта вновь стабилизировалась, мелкие боевые столкновения продолжались. 11 августа 1944г. в результате внезапной атаки немецких танков и запоздалых действий руководства полка часть военнослужащих 412 стрелкового полка, в том числе и Георгий Венедиктович, попала в плен и была затем в качестве военнопленных, переправлена в железнодорожных эшелонах на территорию Германии. Там, пленные были распределены по военным лагерям. Георгий Венедиктович находился в плену до 8 мая 1945 г., когда был освобожден из лагеря советскими войсками.
Вернувшись домой после войны, он работал учителем в школе вплоть до выхода на пенсию в 1955 году. Постоянно проживал в с.Первомайское (бывшее с.Никольское) Поныровского района Курской области вместе с женой и восемью детьми (трое детей родилось после войны).
1 июля 1989 года в возрасте 84 лет скончался. Похоронен на старом сельском кладбище с.Первомайского. Светлая память моему деду и всем, отдавшим жизнь за победу в войне!